Agentprovocateur
Местный
Agentprovocateur
Местный
- Статус
- Offline
- Регистрация
- 19 Апр 2016
- Сообщения
- 204
- Реакции
- 7
- Покупки через Гарант
- 0
- Продажи через Гарант
- 0
Более 5 млн штрафов не смогла вынести Госавтоинспекция из-технической ошибки, возникшей в базе данных. Адреса многих автовладельцев указываются некорректно либо не указывается вообще, таким водителям невозможно прислать «письма счастья». Острее всего ситуация ощущается в Москве: на столицу приходится 25–30% всех фиксируемых нарушений в стране из-за рекордного количества камер.
О проблемах, возникших из-за некорректной работы федеральной информационной системы (ФИС) ГИБДД М, рассказал начальник Госавтоинспекции Михаил Черников на прошедшей в Сочи всероссийской ведомственной конференции. «Работает система более или менее корректно, но есть вопросы переходного периода»,— заявил он. По его словам, в Москве ГИБДД не сумела «садминистрировать» более 5 млн штрафных постановлений из-за «некорректного слияния баз данных». «То дом не указали, то квартиру, то фамилию половинчато»,— пояснил он, но деталей не раскрыл.
Подробности произошедшего рассказали несколько высокопоставленных источников, знакомых с ситуацией. Первые региональные базы данных УГИБДД создавались еще в 1990-х, но общего порядка их ведения не существовало. ФИС начала формироваться в середине 2000-х, в 2013–2014 годах на систему потратили более 200 млн руб., с 1 января 2017 года регионы используют исключительно ее. За систему отвечают ГИБДД России, департамент информационных технологий, связи и защиты информации МВД, а также ведомственное ФКУ «НПО "Спецтехника и спецсвязь"» (курирует вопросы финансирования), следует из приказа МВД №60.
ФИС используется для разнообразных целей: например, все экзамены на знание «теории» проходят через нее, результаты фиксируются автоматически. Регистрация автомобилей тоже происходит с помощью ФИС.
Данные системы используются центрами автоматической фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) — структурами региональных управлений Госавтоинспекции, которые выносят постановления с камер. Сотрудники ЦАФАП, получив информацию о нарушении, пробивают через ФИС адрес автовладельца по номеру, чтобы сформировать «письмо счастья». На этом этапе и возникают проблемы.
Например, реальный адрес автовладельца может быть «улица Советская, дом 1, владение 1», но в ФИС при интеграции с региональной базой почему-то попал адрес без владения. Софт ЦАФАП, сравнивая полученный адрес с Федеральной информационной адресной системой (курирует ФНС), обнаруживает, что такого адреса нет, и отправляет потенциальное постановление в корзину. Другой собеседник рассказывает о ситуации, когда адрес может быть записан как «улица-дом-город-субъект», но в ФИС данные попали в обратной последовательности по аналогии с разными традициями написания адресов на почтовых конвертах в США и Европе. В этом случае тоже возникает ошибка, но ее можно поправить вручную
В итоге УГИБДД столицы за два года не смогло вынести около 5,4 млн постановлений. Если учесть, что за 2017 год в Москве с помощью камер вынесли 24,6 млн штрафов, а в 2016 году — 11,7 млн, то речь идет примерно о 15% нарушений, которые остались неоформленными. В регионах подобная проблема тоже наблюдается, но именно в столице она выражена ярче всего: на Москву приходится 25–30% всех фиксируемых административных правонарушений, потому что здесь находится больше всего камер (1,5 тыс. только стационарных) и здесь же самой большой автопарк (более 3,73 млн легковых машин). Какое количество автовладельцев получили подобную неофициальную «льготу». Всего, напомним, по данным ГИБДД России на конец прошлого года, в России зарегистрировано 59,7 млн транспортных средств, права ежегодно получают примерно 2–2,2 млн граждан.
Михаил Черников обратил внимание на еще одну проблему. Регионы уже обсуждают введение так называемых зон чистого выхлопа — районов (как правило, центры городов), куда запрещено проезжать автомобилям с низким экологическим классом двигателя. Для этого в 2017 году в ПДД введены новые «экологические» знаки, но ни в одном городе они еще не появились. Контроль проезда будет происходить в автоматическом режиме, камерой, а не инспектором, отметил господин Черников. ЦАФАП, вынося штрафы по конкретной машине, будут запрашивать данные об экологическом классе в той же ФИС, но по 60% машин таких данных нет, отметил господин Черников. «Как это все пойдет — неизвестно, нужно будет все систематизировать»,— говорит он.
ФИС ГИБДД М не первая полицейская система, недостатки которой не дают полноценно следить за безопасностью движения. У МВД также есть автоматизированная система техосмотра ЕАИСТО: эксперты давно говорят, что она слабо защищена, из-за чего в нее вносятся данные о машинах, которые якобы прошли техосмотр (по оценкам экспертов, 80% автовладельцев сейчас ТО «покупают»). Предполагалось, что в рамках закона о реформе техосмотра, который подготовили в Минэкономики (внесен в Госдуму в августе, но пока не рассматривался), страховщики создадут новую систему, но они попросили на это 370–400 млн руб. В итоге было решено, что старую систему оставят в ведении полиции, при этом она до сих пор работает в тестовом режиме. Ее должны были запустить еще в 2011 году, но приказ МВД о введении ее в действие не подписан. Ожидается, что это произойдет в декабре, на доработку системы полиция запросила 16 млн руб.
Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков назвал сложившуюся ситуацию «ожидаемой»: внедрение ФИС ГИБДД М происходило в тот момент, когда информационные системы МВД курировал замминистра ведомства Александр Махонов. Господин Махонов в конце 2017 года подал рапорт об отставке — вскоре после того, как был арестован начальник НПО «Спецтехника и спецсвязь» Андрей Нечаев. Последнего обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями (ч. 3 ст. 285 УК РФ). По версии следствия, при создании полицейской информационной системы ИСОД он принял у подрядчика незавершенные работы в рамках контракта на 1,4 млрд руб. ФИС ГИБДД М как раз является составной частью системы. «В ФИС были вложены огромные средства, но по факту система получилась недоделанной, хотя были компании, который были готовы сделать работу гораздо качественнее, с большим функционалом, чем у ФИС, и за меньшие деньги,— считает господин Лысаков.— Теперь надо с Махонова спрашивать, почему бюджет недополучил штрафов минимум на 2 млрд руб. из-за ошибок системы. Думаю, дальше будет только хуже».
Если региональные базы данных еще живы, то можно попробовать еще раз синхронизировать их с федеральной системой, предполагает эксперт по системам фотовидеофиксации Григорий Шухман, либо «в ручном порядке выявлять каждый случай и запрашивать уточнение в регионах с занесением в ФИС». Проблему с экологическим классом двигателя источник, знакомый с ситуацией, считает несколько преувеличенной: в ФИС нет данных только по старым автомобилям. Если в городах и появятся экологические зоны, то туда разрешат въезжать только «свежим» автомобилям с двигателями от «Евро-4» и выше, а по ним данные в ФИС имеются. Система будет действовать по методу исключения: если проехавшая машина не соответствует «Евро-4» (или выше), то ЦАФАП пришлет штраф по почте.
О проблемах, возникших из-за некорректной работы федеральной информационной системы (ФИС) ГИБДД М, рассказал начальник Госавтоинспекции Михаил Черников на прошедшей в Сочи всероссийской ведомственной конференции. «Работает система более или менее корректно, но есть вопросы переходного периода»,— заявил он. По его словам, в Москве ГИБДД не сумела «садминистрировать» более 5 млн штрафных постановлений из-за «некорректного слияния баз данных». «То дом не указали, то квартиру, то фамилию половинчато»,— пояснил он, но деталей не раскрыл.
Подробности произошедшего рассказали несколько высокопоставленных источников, знакомых с ситуацией. Первые региональные базы данных УГИБДД создавались еще в 1990-х, но общего порядка их ведения не существовало. ФИС начала формироваться в середине 2000-х, в 2013–2014 годах на систему потратили более 200 млн руб., с 1 января 2017 года регионы используют исключительно ее. За систему отвечают ГИБДД России, департамент информационных технологий, связи и защиты информации МВД, а также ведомственное ФКУ «НПО "Спецтехника и спецсвязь"» (курирует вопросы финансирования), следует из приказа МВД №60.
ФИС используется для разнообразных целей: например, все экзамены на знание «теории» проходят через нее, результаты фиксируются автоматически. Регистрация автомобилей тоже происходит с помощью ФИС.
Данные системы используются центрами автоматической фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) — структурами региональных управлений Госавтоинспекции, которые выносят постановления с камер. Сотрудники ЦАФАП, получив информацию о нарушении, пробивают через ФИС адрес автовладельца по номеру, чтобы сформировать «письмо счастья». На этом этапе и возникают проблемы.
Например, реальный адрес автовладельца может быть «улица Советская, дом 1, владение 1», но в ФИС при интеграции с региональной базой почему-то попал адрес без владения. Софт ЦАФАП, сравнивая полученный адрес с Федеральной информационной адресной системой (курирует ФНС), обнаруживает, что такого адреса нет, и отправляет потенциальное постановление в корзину. Другой собеседник рассказывает о ситуации, когда адрес может быть записан как «улица-дом-город-субъект», но в ФИС данные попали в обратной последовательности по аналогии с разными традициями написания адресов на почтовых конвертах в США и Европе. В этом случае тоже возникает ошибка, но ее можно поправить вручную
В итоге УГИБДД столицы за два года не смогло вынести около 5,4 млн постановлений. Если учесть, что за 2017 год в Москве с помощью камер вынесли 24,6 млн штрафов, а в 2016 году — 11,7 млн, то речь идет примерно о 15% нарушений, которые остались неоформленными. В регионах подобная проблема тоже наблюдается, но именно в столице она выражена ярче всего: на Москву приходится 25–30% всех фиксируемых административных правонарушений, потому что здесь находится больше всего камер (1,5 тыс. только стационарных) и здесь же самой большой автопарк (более 3,73 млн легковых машин). Какое количество автовладельцев получили подобную неофициальную «льготу». Всего, напомним, по данным ГИБДД России на конец прошлого года, в России зарегистрировано 59,7 млн транспортных средств, права ежегодно получают примерно 2–2,2 млн граждан.
Михаил Черников обратил внимание на еще одну проблему. Регионы уже обсуждают введение так называемых зон чистого выхлопа — районов (как правило, центры городов), куда запрещено проезжать автомобилям с низким экологическим классом двигателя. Для этого в 2017 году в ПДД введены новые «экологические» знаки, но ни в одном городе они еще не появились. Контроль проезда будет происходить в автоматическом режиме, камерой, а не инспектором, отметил господин Черников. ЦАФАП, вынося штрафы по конкретной машине, будут запрашивать данные об экологическом классе в той же ФИС, но по 60% машин таких данных нет, отметил господин Черников. «Как это все пойдет — неизвестно, нужно будет все систематизировать»,— говорит он.
ФИС ГИБДД М не первая полицейская система, недостатки которой не дают полноценно следить за безопасностью движения. У МВД также есть автоматизированная система техосмотра ЕАИСТО: эксперты давно говорят, что она слабо защищена, из-за чего в нее вносятся данные о машинах, которые якобы прошли техосмотр (по оценкам экспертов, 80% автовладельцев сейчас ТО «покупают»). Предполагалось, что в рамках закона о реформе техосмотра, который подготовили в Минэкономики (внесен в Госдуму в августе, но пока не рассматривался), страховщики создадут новую систему, но они попросили на это 370–400 млн руб. В итоге было решено, что старую систему оставят в ведении полиции, при этом она до сих пор работает в тестовом режиме. Ее должны были запустить еще в 2011 году, но приказ МВД о введении ее в действие не подписан. Ожидается, что это произойдет в декабре, на доработку системы полиция запросила 16 млн руб.
Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков назвал сложившуюся ситуацию «ожидаемой»: внедрение ФИС ГИБДД М происходило в тот момент, когда информационные системы МВД курировал замминистра ведомства Александр Махонов. Господин Махонов в конце 2017 года подал рапорт об отставке — вскоре после того, как был арестован начальник НПО «Спецтехника и спецсвязь» Андрей Нечаев. Последнего обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями (ч. 3 ст. 285 УК РФ). По версии следствия, при создании полицейской информационной системы ИСОД он принял у подрядчика незавершенные работы в рамках контракта на 1,4 млрд руб. ФИС ГИБДД М как раз является составной частью системы. «В ФИС были вложены огромные средства, но по факту система получилась недоделанной, хотя были компании, который были готовы сделать работу гораздо качественнее, с большим функционалом, чем у ФИС, и за меньшие деньги,— считает господин Лысаков.— Теперь надо с Махонова спрашивать, почему бюджет недополучил штрафов минимум на 2 млрд руб. из-за ошибок системы. Думаю, дальше будет только хуже».
Если региональные базы данных еще живы, то можно попробовать еще раз синхронизировать их с федеральной системой, предполагает эксперт по системам фотовидеофиксации Григорий Шухман, либо «в ручном порядке выявлять каждый случай и запрашивать уточнение в регионах с занесением в ФИС». Проблему с экологическим классом двигателя источник, знакомый с ситуацией, считает несколько преувеличенной: в ФИС нет данных только по старым автомобилям. Если в городах и появятся экологические зоны, то туда разрешат въезжать только «свежим» автомобилям с двигателями от «Евро-4» и выше, а по ним данные в ФИС имеются. Система будет действовать по методу исключения: если проехавшая машина не соответствует «Евро-4» (или выше), то ЦАФАП пришлет штраф по почте.